В последнее время слово "профессиональный" завоевало очень большую популярность. Его используют во всех сферах деятельности, и ни один, хоть сколь-нибудь понимающий в своей отрасли человек не упустит возможности назвать свои услуги профессиональными. Особенно радует размах использования термина в обозначении товаров, в частности фототехники...
Изобилие рекламы за годы своего регулярного воздействия сформировало в подсознании (но очень редко в сознании) потребителя устойчивую ассоциацию профессионализма с качеством, надежностью, доверием и высоким уровнем сервиса. Но проблема в том, что достаточно часто приходится сталкиваться с продавцами товаров и услуг, которые на этой рекламной волне интуитивно вкладывают в понятие "профессиональный" не больше смысла, чем просто "хороший" и "лучше, чем через дорогу", а вот через дорогу стоят такие же "профи" и продают "профессиональную" зубную пасту и рекомендуют не менее "профессиональные" губки для мытья посуды. Потому что, во-первых, все профессиональное стоит дороже любительского, а во-вторых, когда будете чистить зубы, по всей видимости должно появиться устойчивое ощущение, что Вы - профессионал в этом.
При этом никто не может объяснить чем отличается "Наш ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ стиральный порошок" от "их ОБЫЧНОГО стирального порошка", и на мой саркастический вопрос "А чем отличаются это ваше профессиональное портмоне от непрофессионального?", мне снисходительно с высоты своего профессионализма отвечают: "Да Вы что, оно же из натуральной кожи!"
Давайте все же попробуем расставить точки над i.
"Профессионализм — особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях... Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения. требует длительного периода теоретического и практического обучения." Википедия.
Это значит, что профессионал не обязательно должен иметь принадлежность к определенной профессии, но уровень его знаний, умений и опыта должен быть высок и значительно отличим от любительского. Деятельность этого человека профессиональна только благодаря его уровню подготовки, а инструмент, которым он пользуется - является профессиональным, потому что его технология рассчитана на использование человеком высокой квалификации для сокращения трудовых и временных затрат путем использования в инструменте более передовых технологий, дополнительных функций, и повышенного ресурса. Но никак не наоборот. Ведь "профессиональный" - это прилагательное, обозначающее свойство предмета и отвечающее на вопросы: «какой», «чей», т.е. - профессионала. Покупка профессионального фотоаппарата, вопреки убеждениям, не делает владельца профессионалом, в то время как в руках профессионала любая техника становится профессиональной. И оцениваются соответственно сами знания и умения, а не наличие дорогой аппаратуры.
По этому поводу еще со школы помню рассказ учителя по физике о великом русском ученом П.Л. Капице, который изобрел турбодетандер (установку для сжижения газов). Когда в 30-х годах какая-то немецкая фирма попросила его в качестве консультанта осмотреть новый электродвигатель к установке, который не работал или работал не так, он внимательно посмотрел, послушал, попросил молоток и ударил по коренному подшипнику. Двигатель заработал. Деньги в количестве 10 тысяч марок были уплачены заранее, потому что ожидалось, что консультант затратит много времени. Фирма же в виду такого обидного расклада попросила письменно оправдать полученную сумму. Капица составил калькуляцию: один удар молотком — одна марка и 9999 марок за то, что знал, куда ударить.
Более того, критерии, по которым определяется принадлежность той же фототехники к определенному классу (для профессионального, полупрофессионального, любительского использования) определяются не только ее производителем, но и представительствами в разных государствах, оптовиками, ... и так по нисходящей. А кроме объективных технических критериев, которые в умелых руках открывают большие творческие горизонты, существуют в большей степени психологические, маркетинговые, рассчитанные, прежде всего на реализацию товара. В зависимости от конкретного государства, его экономики и среднего уровня жизни и те и другие критерии значительно снижаются. Так, заявленный японским производителем любительский уровень проходит в России зачастую как полупрофессиональный. А в розничной сети нередко приходится слышать о «зеркалке» начального уровня как о профессиональной камере.
В результате любителю внушается существование короткого пути к профессионализму через покупку фотоаппаратуры, а многолетняя подготовка, знания и опыт - непозволительная роскошь для современного профессионала.
"Сообщение на форуме: Недавно приобрёл камеру Canon 400D. За небольшое время уже отснял кучу фоток и вот уже подумываю, не совместить ли мне приятное с полезным. А именно подработка фотосъёмкой свадеб. С практикой фотосъёмки знаком не понаслышке - имел приличный опыт фотосъёмки с "Зенитом". Прикидываю что для этого нужно. Объектив в наличии пока только китовый, понимаю, что нужен другой, но сейчас не потяну. Реально ли только с китовым? Нужна внешняя вспышка, по деньгам прикидываю тысяч за 6-8, порекомендуйте -какую лучше взять. Дополнительную карту памяти и аккумулятор куплю. Что ещё нужно? Штатив с "тросиком"- не знаю?, по-моему, не обязательно иметь.
Ответ: «Недавно приобрел себе в магазине медтехника скальпель. За небольшое время уже изрезал кожаный диван, и едва не прирезал свою собаку, и вот уже подумываю, не совместить ли мне приятное с полезным. А именно — поработать кардиохирургом. С практикой хирургии знаком не понаслышке — имел приличный опыт работы консервным ножом. Прикидываю что для этого нужно. Скальпель пока не заточен и только один, понимаю, что нужен другой, но сейчас не потяну. Реально ли только одним скальпелем сделать аортокоронарное шунтирование? Нужен еще кровоостанавливающий зажим, по деньгам прикидываю тысяч за 6-8, порекомендуйте, какой лучше взять. Вату и тампоны куплю сам. Что же еще нужно для хирургической операции? Троакар полостной и пинцет тканевый — не знаю, по-моему, не обязательно иметь».
Мне раньше часто задавали вопрос, дабы удостоверится в надежности выбора: "Каким фотоаппаратом Вы снимаете?". Сначала я называл модель, видел, что ответ ставит человека в положение, при котором ему нужно открыть интернет, набрать название в поисковике и убедиться, что это совсем не "любительская" камера по мнению фотомагазинов . Пришлось весь этот процесс сократить и на вопрос "каким фотоаппаратом?" отвечать коротко "профессиональным" и вопрос становился исчерпанным. Но такое непонимание людьми сути не оставляет меня равнодушным, и позже я стал отвечать вопросом на вопрос: "А Вам нравится результат?...". Результат нравился всегда, но сомнения, что этот результат выдал "не профессионал" очевидно, напрягает некоторых. Предпочтение условного статуса фотографа его результату - это реальный парадокс русского менталитета. Что может быть важнее результата, за исключением частных случаев, когда на корпоративных мероприятиях высокого уровня существуют требования по аппаратуре "не ниже определенного класса", и там отговорки про Никколо Паганини, который играл на одной струне и всех восхищал, не будут убедительны. Да, я приверженец Nikon, снимаю на D3s несколькими светосильными объективами с использованием различных видов освещения и синхронизации, но когда у меня был старенький D70s, результат удовлетворял не меньше, сложнее было только мне, потому что разница в возможностях этих камер просто несоизмерима.
В целом ,профессионализм - относительно размытое понятие. Два профи (в сравнении с любителями) с большой разницей в уровне подготовки будут друг для друга такими же - профессионалом и любителем. И даже, на первый взгляд при одинаковом качестве, количество этих самых качественных снимков с одной и той же съемки у разных профессиональных фотографов может сильно отличаться.
Три года назад с полной свадьбы я с натягом мог отобрать 20 лучших фотографий из 800 для художественной обработки, сейчас достаточно сложно выбрать из трехсот (30% от всего снятого материала) фотографий, которые не включать в свадебную фотокнигу ввиду технических ограничений на сборку по количеству разворотов. А ведь есть же профессиональные фотографы, у которых до 90% "чистого" отснятого материала! Очевидно, есть к чему стремиться.
Поэтому при выборе фотографа имеет смысл обращать внимание не на отдельные красивые фотографии, размещенные на сайте по одной с каждого мероприятия, т.к. они могут быть единственные удавшиеся, а на серию, соответствующую каждому этапу этого события. Для фотографов же такая практика значительно стимулирует их рост как профессионалов. Тем более cовременные интернет-ресурсы позволяют сделать это достаточно наглядно в галереях и блогах.
Я надеюсь, что этим небольшим эссе я немного развеял туман псевдопрофессионализма, опустившийся на все, что нас окружает. Давайте, будем расти, развивать свои навыки, помогать в этом другим. Давайте стремиться быть отличными специалистами, отличными настолько, чтобы другие Вас признали ПРОФЕССИОНАЛОМ.
Алексей Гетманенко