Сколько зарабатывает фотограф...
Как для фотографа, так и для потребителя фотоуслуг стоимость съемки зачастую объективно не оценивается.
Основным критерием является среднестатистическая рыночная стоимость, но в отличии от товара диапазон цен на съемку, например, Love Story в Москве может колебаться от 500 до 7000 в час. Причем на резонный вопрос "Почему?" я часто слышу логичный ответ "Потому что так стоит у знакомого фотографа".
В последнее время коммерческая фотография как относительно новое направление сферы услуг продолжает набирать обороты, создавая вокруг себя множество мифов. Все их перечислять не буду, но хочу остановиться на одном - финансовом.
Миф-папа "Фотограф много зарабатывает " вместе со сказкой-мамой "Фотография - это просто" произвели на свет не одну сотню чудо-фотографов, которые хотят очень просто заработать много денег... Мечта!
Мои коллеги часто спрашивают, сколько им брать за ту или иную съемку. Этот же вопрос, только по оплате не менее часто задают люди, которым нужна эта съемка. Давайте немного все же разберемся в вопросах "сколько?", "за что?" и "почему?".
Итак. Всем известное "Время - деньги" очень многие понимают не так глубоко как следовало бы. Если мы немного отойдем от стереотипов, то деньги сами по себе не просто банкнота, на которую можно купить что-то. Это вполне определенная форма энергии, являющаяся мерой времени, потраченного на создание товара или услуги. Но большое количество фотографов стремятся форсировать финансовую отдачу, пытаясь жать, где не сеяли.
Рассмотрим пример свадебной фотосъемки как яркий пример заблуждений и мифов.
Нанимая профессионального свадебного фотографа, потребитель платит за достойный результат, но результат под тщательным рассмотрением включает в себя:
Составляющая 1.
Время, потраченное инженерами и другими производственными ресурсами компании Nikon, Canon, Sony ... на создание аппаратуры фотографа, т.е. ее стоимость.
Если быть более точным, то потребитель оплачивает часть амортизации аппаратуры. Здесь все очень просто.
Стоимость фотоаппарата Canon 5D MII составляет 80 000 рублей,
затвор имеет ресурс 100 000 циклов,
т.е. с учетом расходов на чистку матрицы и прочее обслуживание один "щелчок затвора" фотоаппарата стоит 1 рубль.
За полный свадебный день делается до 2000 кадров. Т.е. до 2 000 рублей фотограф должен закладывать в стоимость съемки как амортизацию только камеры.
Сюда добавляется амортизация вспышки, аккумуляторы, бъективов и дополнительных принадлежностей, таких как кофры, штативы, зонты, фильтры и т.д. . Поверьте на слово,только два объектива, для реализации съемок по цене превышают стоимость камеры. Защитное стеклышко для каждого из них дороже средней мыльници в руках гостя.
Самый простой, бюджетный вариант амортизационных расходов это 5000 рублей для фотоаппарата с одной вспышкой, без штатива, зонта, с парой объективов за свадебный день. Это только начало.
Составляющая 2.
Для обработки фотографий необходим компьютер и монитор. Причем фотографу необходим монитор с цветовым охватом минимум 98% Adobe RGB, стоимость которого в среднем составляет 60 000 за 24-дюймовую диагональ. Компьютер достаточно мощьный для ускорения работы с внешним хранилищем для резервного копирования материала (а значит надежности хранения) обходится фотографу не менее 80 000 рублей, т.е. 140 000 за системный блок с монитором. За год цена на эту аппаратуру падает на треть. Значит, даже без учета растрат на ремонт и покупку ПО, фотограф за год теряет 40-50 т. руб.
Конечно же, полную амортизацию аппаратуры фотографа точно подсчитать не представляется возможным. Но я и не ставил перед собой такой цели. Цель эссе - развеять миф о боззатратной работе фотографа.
Хотя эта вторая составляющая не намногго меньше первой. Примем её за 3000 руб.
Итого: 8000 руб.
Замечу, что более дешевый полупрофессиональный фотоаппарат будет иметь меньшую стоимость, но и гораздо меньший ресурс затвора, поэтому амортизация аппаратуры начинающего фотографа упадет в основном за счет бюджетного ПК и монитора. А это добавит время на обработку и не способствует качеству получаемой картинки. С учетом минимальных системных требований для работы Adobe Photoshop полная амортизация "не дорогого" фотографа все равно составит не менее 5000 рублей. Я конечно же не беру в расчет фотографирующих мыльницей или низкобуджетным КИТом. Что, в принципе, одно и то же. И при этом не утруждает себя обработкой отснятого материала.
Составляющая 3.
Опыт фотографа. Время, потраченное на обучение поддается сложнее объективному расчету. Затраты могут включать стоимость обучения в фотошколах, курсах, мастер-классах и самообразование, в которое входит затраты на покупку книг, журналов и т.д..
Не представляю как учитывать потраченное мной на обучение время, но процентов 10-15 на каждую свадьбу я бы смело принял за допустимую упущенную выгоду.
А значит 3 составляющие "выливаются" в 9000 руб минимум.
Составляющая 4.
Время самой съемки будем считать 14 часов, включая дорогу из дома и вечером домой.
Составляющая 5.
Время, на обработку. Я подсчитал достаточно точно, что мне лично, с моим опытом, на полную обработку свадьбы необходимо пара недель. Т.е. 80 рабочих часов. У многих на это уходит около 140 часов. Кроме этого мы можем добавить еще время на предварительную встречу, планирование и подготовку.
Кстати, из этого можно сделать вывод: Если фотограф работает каждую субботу, а тем паче и воскресенье, на съемке, то - либо он обдает свои фотографии на обработку другому, либо он нещадно халтурит в убыток качеству. Конечно же, этот вывод "примерян" на мои способности. Может оказаться, что этот фотограф - "вундеркинд-многостаночник".
Исходя из минимальной оплаты труда, время подготовки, съемки и обработки даст еще 500 рублей в стоимость одной свадьбы.
А вот теперь все сложим и подобьем итоги.
На основе всех затрат себестоимость одной свадьбы в среднем составит 10 000 для фотографа среднего уровня. Это за 2000 фотографий, но половина фотографий (сюжетно повторяющихся, брака и пр.) отфильтруется, увеличив вдвое стоимость оставшихся.
Это СЕБЕСТОИМОСТЬ! минимальная для среднего фотографа, рассчитанная на основе потенциального времени работы с минимальной оплатой труда! А если фотограф тратит на обучение не 2 часа в день ... ? Сколько этот самый средний фотограф сможет заработать на добавленной стоимости, если свадьба у него зачастую стоит меньше или равна себестоимости, чтобы быть более-менее востребованным со своим уровнем в этой ценовой категории?
Вывод 1.
Оплачивая услуги фотографа, потребитель должен трезво оценивать, что стоит за, казалось бы, простой 10 часовой свадебной съемкой. Он должен понимать, что оплата за съемку, например 2000 в час, не является оплатой за съему в этот день, это всего лишь перераспределенная сумма для удобства оплаты, которая только по затратам времени на съемку и обработку без учета амортизации и инвестиций в обучение превращается в реальных 130 рублей в час. В более дорогой работе профессионала точно так же оплачивается не его труд на мероприятии, а его инвестиции в свой талант, опыт и знания и как следствие - достойный результат.
Вывод 2.
Профессия фотографа не оправдана финансовой выгодой. "Подработка" свадебной фотосъемкой заведомо убыточна. Но! Варьировать добавленной стоимостью в широком диапазоне фотографу позволяет высокий уровень знаний и опыта, который всегда в цене. На его приобретение нужно время. Много, очень много времени. Это жертва, на которую осознанно идет только по-настоящему творческий человек, для которого затраты - это его плата за опыт, а чистый доход - это возможность заплатить за больший опыт . При этом деньги перестают быть целью и становятся лишь средством самореализации.
Для быстрого же заработка лучше поискать другие варианты и не пачкать творчество меркантильностью и жаждой наживы, лишающей счастья не только фотографа, но и его клиентов.