Карбюраторы и регулировка подачи топлива.

Смесь называют нормальной, если бензин и воздух связаны в ней весовым соотношением 1:15. Мощность двигателя при работе на такой смеси на 4-5% ниже максимальной, а расход топлива примерно настолько же выше минимально возможного. Наибольшую мощность двигатель развивает, когда работает на обогащенной смеси, в которой это соотношение колеблется от 1:12,5 до 1:13. В тех же случаях, когда нужно добиться наибольшей экономичности, количество воздуха, приходящееся на 1кг бензина, увеличивается до 16-16,5 кг (обедненная смесь). При дальнейшем увеличении содержания воздуха в смеси она все больше обедняется и вскоре становится неработоспособной. Если же напротив, содержание воздуха в смеси уменьшать, то при соотношении от 1:12,5 до 1:6,5 (богатая смесь) двигатель "плохо тянет" из-за большой потери мощности и работает крайне неэкономично.

Для работы бензинового двигателя необходимо во всасываемый воздух добавлять топливо, которое затем сгорает в цилиндре при рабочем ходе поршня. Чтобы топливо надежно воспламенялось и полностью сгорало, необходимо тщательно перемешивать его с воздухом и при этом выдерживать оптимальный состав горючей смеси на всех режимах работы двигателя. Эти функции выполняет карбюратор, соединенный впускным трубопроводом с цилиндрами двигателя. Простейший карбюратор состоит из двух камер: поплавковой и смесительной. Процесс приготовления горючей смеси продолжается на всем пути движения топлива и воздуха по впускному тракту, вплоть до цилиндров, но начинается с распыления топлива в смесительной камере карбюратора.

Схема простейшего карбюратора:

1 - топливопровод;
2 - игольчатый клапан;
3 - отверстие в крышке поплавковой камеры;
4 - распылитель;
5 - воздушная заслонка;
6 - диффузор;
7 - дроссельная заслонка;
8 - смесительная камера;
9 - топливный жиклер;
10 - поплавок;
11 - поплавковая камера

Для этого в смесительной камере установлен распылитель в виде трубки. Срез трубки выведен в центр диффузора камеры. Диффузор— это участок сужения смесительной камеры. Скорость воздушного потока в диффузоре возрастает, и у распылителя возникает разрежение. Под действием этого разрежения топливо вытекает из распылителя и интенсивно перемешивается с воздухом. Враспылитель топливо поступает из поплавковой камеры, с которой он связан каналом. В канале установлен жиклер — пробка со сквозным отверстием определенных размеров и формы. Жиклер ограничивает поступление топлива в распылитель.

Одно из условий нормальной работы карбюратора — правильная установка уровня топлива в поплавковой камере. Поддерживается уровень топлива в камере при помощи поплавкового механизма с игольчатым клапаном. Топливо подается в поплавковую камеру по топливопроводу. По мере заполнения камеры поплавок поднимается, а игла запирает отверстие клапана, при этом вытесняемый топливом воздух выводится наружу через специальное отверстие. Поплавковая камера и распылитель представляют собой сообщающиеся сосуды. Уровень топлива в поплавковой камере устанавливается так, чтобы он находился чуть ниже среза распылителя.
При повышенном уровне топливо будет выходить из распылителя, переобогащая смесь, при пониженном— поступление топлива в распылитель недостаточно, в результате чего образуется сильно обедненная горючая смесь.
Для того чтобы изменять состав смеси, в смесительной камере над диффузором установлена воздушная заслонка. По мере закрывания воздушной заслонки смесь будет обогащаться. Чрезмерное прикрывание заслонки приведет к переобогащению смеси и остановке двигателя.
Для регулировки количества топливовоздушной смеси, поступающей в цилиндры, в нижней части смесительной камеры установлена дроссельная заслонка. Когда воздушная и дроссельная заслонки полностью открыты, сопротивление потоку воздуха минимально.

Простейший карбюратор готовит горючую смесь оптимального состава только в определенном диапазоне частот вращения коленчатого вала. Диапазон зависит от пропускной способности жиклера, сечения диффузора, уровня топлива и положения дроссельной заслонки. Для приготовления смеси оптимального состава на всех возможных режимах работы карбюраторы оборудованы дополнительными системами.

Для наглядности работы системы оптимизации качества и количества привожу еще одну картинку:

Немного об одном из реальных устройств:

Поплавковая камера открыта. Видны жиклеры (слева направо сверху вниз): главный, холостого хода, подсоса. Главный жиклер удален. Видна игла золотника внутри трубки Вентури.
На фотографии вы видите главный жиклер (надеюсь, вы знаете, что прочищать жиклеры нельзя проволокой, их можно только продувать).


Вначале внешний вид моего с CUB-м карбюратора:

О назначении его частей:

1 - отверстие диффузора ;
2 - винт регулировки холостого хода (ВХХ) (винт колличества);
3 - винт регулировки обогащения смеси (ВК) (винт качества);
4 - сливной шланг;
5 - сливной болт;
6 - одевается шланг для выравнивания давления в поплавковой камере с атмосферным.

Способов регулировки карбюратора описано любителями в Инете много, но все они сводятся к одному алгоритму, изложенному разными словами:

1. Винт качества вкручивается до упора и затем откручивается на два оборота.
2. Винтом количества (вкручивая) слегка приподнимаем заслонку.
3. Двигатель запустить и, вращая винт качества в обе стороны (у разных моделей может быть разное направление вращения), добиться максимальных оборотов.
4. Если двигатель «надрывается» - винтом количества сбавить обороты.
5. Повторять пп.3 и 4 до момента прекращения увеличения максимальных оборотов. Закрутите винт качества смеси обратно на...чуть-чуть.
6. Окончательно выставить винтом количества обороты холостого хода.

Парадокс 1 - что чтобы запустить двигатель нужно отрегулировать карбюратор. А регулировать карбюратор надо на уже прогретом (проработавшем некоторое время двигателе). Посему выполните грубую регулировку по п.п. 1-4, прогрейте двигатель и повторите всё сначала.

Парадокс 2 – отрегулировав карбюратор на прогретом двигателе, не всегда Вы сможете завести свой аппарат холодным. И чем ниже температура за бортом, тем сложнее это сделать. Но это не отменяет регулировки на прогретом, дабы Ваш аппарат не глох на светофорах.
Как вариант выхода из этой ситуации обогащение смеси если двигатель отказывается заводиться.

Как правило, этого достаточно для штатного, заводского, комплекта фильтр-карбюратор-поршневая. Для очумелых ручек тюнингующих аппарат или желающих сэкономить несколько грамм бензина, предстоит еще и:
Корректировка среднего диапазона оборотов:
Происходит методом повышения или понижения иглы. Для этого нужно открутить гайку дросселя, вынуть иглу и переставить штопор в одну из проточек: выше среднего деления для обеднения смеси и ниже – для обогащения. Для этого выкручиваем крышку золотника. Достаём конструкцию позволяющую грубо регулировать качество смеси. Тросик выводится через продольную прорезь в цилиндрическом золотнике. Подымаем пружину выше золотника и выводим тросик. Регулировка осуществляется положением иглы (белый цвет). Чем ниже опущена игла, тем беднее смесь и наоборот. Клипса расположенная на игле, определяет её положение. Чем выше клипса - тем ниже игла. Осторожно при разборке. Между пружиной (черный) и иглой имеется пружина, согнутая буквой "M" (красный). Она имеет способность выпрыгивать в третье измерение. Но если уж так случилось, "не надо печалиться". Можно сделать "непрыгучую" шайбу с размером внутреннего диаметра золотника. Круглая выемка в шайбе - для размещения тросика.

Качественная работа двигателя на высоких оборотах:
Обеспечивается величиной главного жиклера. Если карбюратор выдавал обедненный состав, то стоит установить деталь с большей пропускной способностью. Чтобы обеднить смесь, нужно действовать с точностью до наоборот - ставить меньший номер.
Другими словами:
Если на полном газу вы открыли подсос и мощность/обороты упали, то главный жиклер надо уменьшить. Если из глушителя льется топливо, свеча вся в черном мокром нагаре, двигатель по звуку захлебывается – надо уменьшать жиклер.
Если на полном газу открытие подсоса увеличивает обороты, мощность – надо увеличивать жиклер. В этом режиме бедной смеси двигатель зачастую работает как часики, звонко и четко, но недолго, свеча белая.
При правильном жиклере свеча остается коричневой на полном газу и мотор работает ровно.
Желательно брать больший жиклер и уменьшать настраивая.

К карбюраторам подходят по резьбе разные жиклеры, но учтите, что в жиклере дырка – еще не все. Еще большое влияние на распыление смеси оказывает сама форма жиклера под конкретный карбюратор. Чтобы получить гарантированный результат, лучше использовать жиклеры для соответствующего карбюратора.

 

Выбираем размер карбюратора

Чем больше диаметр диффузора карбюратора, тем большую мощность можно получить от двигателя на больших оборотах. Чем меньше диффузор, тем лучше динамика двигателя на низах.

Существует рекомендации, как выбирать оптимальный размер диффузора карбюратора в зависимости от планируемой мощности двигателя:по вертикали диаметр диффузора в мм, по горизонтали – мощность двигателя, разделенная на количество цилиндров на каждый карбюратор.

Как видим для 50сс оптимальным является карбюратор 17.5 мм.

Проверить точность настроек можно:

Путем осмотра изолятора свечи. Если он светлого или коричневого цвета без нагара, то система отрегулирована нормально. В случае, когда резьба и изолятор свечи закопчены черным нагаром, то следует подрегулировать смесь на средние обороты.

Резким открытием и закрытием дросселя (вращая ручку "газа"). Если при резком выкручивании ручки двигатель глохнет, то винт "качества" следует завернуть по часовой стрелке на 1/4 - 1/2 оборота обогащая смесь. Если двигатель глохнет при резком закрытии дросселя, то винт "качества" стоит вывернуть против часовой стрелки на 1/4 - 1/2 оборота обедняя смесь.

Примечание: В поплавковой камере большое значение имеет калибровка расположения поплавка. Для каждой модели карбюраторов существует необходимое значение, где должен располагаться поплавок поэтому рекомендую быть осторожными и не сбить регулировку (путем варварского отгибания поплавка), которая может лежать в пределах одного миллиметра (обычно меряется в этом положении от края поплавковой камеры до края поплавка).

• При повороте винта холостого хода по часовой стрелке количество оборотов на холостом ходу увеличивается.
• При повороте винта холостого хода против часовой стрелки количество оборотов на холостом ходу уменьшается.

И учтите еще один фактор: Настройка карбюратора очень зависит от внешнего атмосферного давления и температуры воздуха. Поэтому настроенный перед грозой карбюратор может работать совсем по-другому в ясную погоду.