4. НЕМНОГО АБСТРАКТНЫХ РАССУЖДЕНИЙ

1. Не коллекционируйте брак. Без сожаления отправляйте в корзину всё, что вызывает хоть малейшее сомнение в качестве. Это-же относится и к содержанию снимка. Как только в кадре каша из элементов снимка – примите за истину, что этот кадр брак. Чем проще содержание снимка, тем он краше. Если уж кадр жизненно необходим - сохраните его где-нить в архиве, до лучших времен когда вы освоите все премудрости обработки и сможете сделать из него шедевр.
2. Не располагайте основной объект в центре кадра. Есть такое правило – «правило одной третьей». Его еще называют «золотым сечением», но это не так. Для начала используйте только это правило и сразу же Ваши «картинки» приобретут «звучание». Потом Вы сможете дополнять правилами «диагоналей» и даже (возможно) дорастете и до «золотого сечения». Но это потом.
Вот одна из моих фотографий изчирканная для наглядности третями и диагоналями.

3. На этой же фотографии немаловажным является наличие переднего и среднего планов. Главное это восход солнца, а все второстепенные планы (дорога, мост, отражение в воде, динамика холмов…) подводят наш взгляд к главному.
4. Частая ошибка начинающих – заваленный горизонт. Не, я понимаю, художественные решения и т.д. и т.п. Заваливайте на здоровье. Но когда этот завал не имеет никакого смыслового значения, а, тем более, не ярко выраженный – это брак. И не всегда исправимый.
5. «Работа на контрастах». Это как горячий кофе с мороженным. Главное в кадре должно противопоставляться второстепенному. Яркий костер ночью, сухое дерево на фоне зеленого леса, беззащитный малец из-за папиного плеча… или эта бессмысленная и борьба природы с творением рук человека:

7. Рамка. Но не в классическом понимании. Рамка, созданная передним или задним планом. Вы в дверном проеме будете смотреться интереснее, чем на фоне ковра.
8. Относительный размер объекта и пространство рядом. Если вы фотографируете бегуна – дайте ему «дорогу» впереди. И не только бегуну. Всегда давайте «дорогу» взгляду, ветру… В общем, не надо тиснить.
9. Есть такое понятие «ритм в кадре». Иногда средством выражения являются повторяющиеся элементы (ритм) в кадре.


10. Не забывайте о значении второстепенного (как-бы) переднего плана. Все начинают с котофото, но ить любимого котика можно сфотографировать и так:


11. И главное – никакая теория не заменит практику с последующим анализом. Правила композиции можно нарушать. Это не законы физики. Это всего лишь правила. Законов в творческом процессе не существует. Но чтобы их нарушить, нужно их знать.
Перечисленное, конечно, не все на что следует обратить внимание. Перечислил только то, что пришло на ум, пересматривая свои работы.
Цифровая эпоха в фотографии дает широкий простор для творческих поисков - одними, и другими для извращений над тем хорошим, что сделал фотоаппарат.
А дабы не быть этими "другими" - поговорим об обработке.

...или вернёмся на первую страницу.